В Ульяновском арбитражном суде продолжается рассмотрение заявления налоговиков о банкротстве МУП «Ульяновскэлектротранс» (УЭТ). Управление ФНС по Ульяновской области еще в конце сентября направило заявление в арбитраж о признании УЭТ банкротом, введении процедуры наблюдения и включении в реестр требований кредиторов суммы долга в размере 90,5 миллионов рублей, из которых 79,8 миллионов рублей — основной долг, и 10,7 миллионов рублей — пени. 28 сентября заявление было принято к производству. Следом с менее значительными суммами долга подали соответствующие заявления еще две компании — ООО «АвтоПрофи» и ООО «Автостар», позже «Автостар» подало ходатайство об отказе от заявления.
Директор УЭТ Александр Мясников отказался комментировать ситуацию и говорить о том, что является основными причинами долгов предприятия, заметив, что «создана рабочая группа, которая в еженедельном режиме занимается этим вопросом». Между тем, стоит заметить, что предприятие является хронически убыточным, несмотря на получение субсидий, выделяемых из городского бюджета на компенсацию выпадающих доходов.
Так, согласно данным Kartoteka.ru, в 2012 году убыток предприятия составил 84 миллиона рублей, в 2013-м — 48 миллионов рублей, в 2014-м — 25, в 2015-м — 36 миллионов рублей. По итогам 2015 года кредиторская задолженность составила 211,8 миллионов рублей при дебиторской в 7,8 миллионов рублей. Выручка — 405 миллионов при себестоимости продаж в 691 миллион рублей. Убыток (без субсидирования) — 286 миллионов рублей.
Напомним, в апреле 2014 года руководство ОАО «Ульяновскэнерго» (УЭ) сославшись на долги УЭТ и «нежелание» руководства города изменить ситуацию, обещало в случае сохранения ситуации с долгами отключить энергоснабжение тяговых подстанций, что привело бы к остановке трамваев в Засвияжском районе и транспортному коллапсу. Тогда долг УЭТ перед УЭ составлял 80 миллионов рублей. На сегодня, как сообщили «Ъ» в УЭ, «долгов практически нет после того как комитет дорожного хозяйства города внес в августе 30 миллионов рублей».
Начальник управления дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска Игорь Бычков считает, что постепенно ситуация будет исправляться, и для этого применяются меры по повышению эффективности предприятия и увеличению пассажиропотока, для чего проводится объединение маршрутов (9 и 11 маршруты) или их продление (например, до УКСМ). По мнению господина Бычкова необходимо будет также оптимизировать маршрутную сеть, «чтобы разводить потоки граждан, где — трамваи, где — автобусы, а где — маршрутки». Одной из причин убыточного состояния он считает нехватку средств на компенсацию перевозки льготных категорий граждан и возмещение выпадающих доходов, «поскольку тарифы значительно ниже себестоимости».
Стоит заметить, что пресс-служба администрации Ульяновска, ссылаясь на заявление руководства УЭТ уже сообщила, что с 1 декабря этого года в Ульяновске будет повышена стоимость проезда в электротранспорте с сегодняшних 14 рублей до 17 рублей (по безналичному расчету — 16 рублей), в то время как себестоимость перевозки одного пассажира составляет 25 рублей. Это, по расчетам УЭТ, позволит увеличить ежемесячные доходы предприятия на 2,8 миллионов рублей.
Глава администрации Ульяновска Алексей Гаев уверен, что процедуры банкротства удастся избежать. «Мы уже встречались с руководством УФНС, на сегодня долг по налогам сократился до 47 миллионов рублей, и до конца года задолженность будет погашена», — сказал господин Гаев. Он подтверждает, что «предприятие проблемное», «субсидии на компенсацию выпадающих доходов — а это около 220 миллионов рублей в год — не хватает».
Сити-менеджер отмечает, что «проблема в том, что трамваи возят воздух и льготников», к тому же, «в Ульяновске и стоимость электроэнергии выше, чем в других регионах». «У нас стоимость киловатт-часа — 5,87 рубля в то время как в Самаре — 3,98, а в Ижевске — 3,65 рубля. И при расходе в год 30 миллионов киловатт-часов получаем 60 миллионов дополнительных расходов», — подчеркнул Алексей Гаев. По его словам, до конца года будет подготовлена «серьезная программа по финансовому оздоровлению предприятия», которая «коснется и стоимости проезда, и оптимизации сети маршрутов, и вывода некоторых функций на аутсорсинг». «Это обычная модель антикризисного управления. Мы понимаем, что вопросы электротранспорта — это в первую очередь вопросы социальной ответственности. И везде он субсидируется из бюджета», — заметил глава администрации. Субсидии, по его словам, будут также повышены, но будут четко рассчитываться, исходя из антикризисной программы и плана модернизации».
Как отреагирует гордума на необходимость повышения субсидий в бюджете следующего года, выяснить не удалось — председатель профильного комитета был для комментариев недоступен.
Сергей Титов, Ульяновск