***
Военная история знает много подобных примеров. Например, хрестоматийным стал подвиг экипажа дальнего бомбардировщика ДБ- 3Ф, больше известного как ИЛ-4, в составе 35-летнего капитана Николая Гастелло, 19- летнего штурмана лейтенанта Анатолия Бурденюка, 32-летнего стрелка – радиста старшего сержанта Алексея Калинина и 24- летнего воздушного стрелка Григория Скоробогатого. «26 июня 1941 года капитан Гастелло с экипажем,- говорилось в наградном листе , в связи с представлением командира экипажа бомбардировщика к званию Героя Советского Союза,- повел звено ДБ- 3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно - Радошкевичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на скопившиеся на заправку горючим танки, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитала Гастелло»…
Из многочисленных газетных публикаций, журнальных статей, книг, сообщений радио мы знаем о последовавших вслед за этим полных драматизма, героизма минутах. Когда «… у самолета был пробит бензобак и возник пожар, экипаж, во главе с командиром, - говорится в энциклопедии «Великая Отечественная война. 1941- 1945 годы.»,- предпочитая смерть плену, не покинул самолет на парашютах. Гастелло направил горящий бомбардировщик на скопление танков, бензоцистерн и автомашин противника.» Изучение документов, воспоминаний однополчан, родных погибших летчиков помогло восстановить подробную картину подвига в белорусском небе, дополнить ее новыми штрихами, надо сказать, весьма неожиданными. Гастелло Николай Францевич родился в 1907 году в Москве. В 1914-1918 годах учился в третьем Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников – москвичей был эвакуирован. в Башкирию, В 1919 году он обратно возвращается в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в город Муром Владимирской области, где Николай был принят слесарем на паровозостроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского По мнению знатоков истории пожарного дела, исследователей жизни и подвига отважного военного летчика есть в его биографии малоизвестный, но весьма примечательный факт. Когда энергичный, целеустремленный, трудолюбивый Николай Гастелло наряду с отличным выполнением своих производственных обязанностей выполнял не менее хлопотные и ответственные добровольного пожарного. В 70-90 годы прошлого столетия об этом рассказывалось в журнале «Пожарное дело» и в серии плакатов «Политиздата».
В восьмидесятые годы на одном из стендов пожарно- технической выставки Управления пожарной охраны УВД Владимирского облисполкома нам довелось увидеть фотографию добровольной пожарной команды Муромского паровозостроительного завода имени Дзержинского. Среди других пожарных добровольцев.в центре снимка Николай Гастелло. Он запечатлен в брезентовой куртке с наглухо застегнутым воротником, на голове – пожарная каска. Здесь же мы услышали воспоминания о работе Гастелло как огнеборца. Например, однажды возвращаясь с работы молодые рабочие услышали тревожный звон пожарного. Пожарное депо в те годы располагалось на пустыре, где ныне пролегла одна из широких городских магистралей. Все поспешили туда. Из распахнутых ворот уже выезжали пожарные подводы. На одну из них устроился Коля Гастелло на ходу застегивая широкий пожарный пояс. Хлестнули лошадей и помчались к железнодорожной больнице. Недалеко от нее горели дома рабочих завода. Огонь мог в любой момент перекинуться и на больницу. Парни работали хладнокровно, сноровисто. Кто-то прокладывал рукавную линию. Другие запустили помпу. Гастелло. вооружившись багром, подошел ближе к горящему зданию. Роста он был не большого, но сила в руках так и играла. Народ сбежался с ведрами, лопатами. Кончилась вода. Брандмейстер приказал Гастелло с товарищем организовать подачу воды из ближайшего пруда. Расставили местных жителей в цепочку и по ней пошли к очагу ведра с водой… Обязанности члена добровольной пожарной команды помогли еще больше развиться лучшим чертам характера Николая Гастелло. Параллельно с трудовой деятельностью молодой человек оканчивает школу. Когда семья вновь возвращается в столицу, Н. Гастелло по специальному набору весной 1932 года призывается в Красную Армию. Там он успешно заканчивает школу летчиков и постигает одну жизненную высоту за другой. Например, около пяти лет, с 1933 по 1938 годы, офицер проходил службу в 82 тяжелобомбардировочной эскадрилье 21 авиационной бригады. Начав летать на новом бомбардировщике ТБ- 3 правым летчиком Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет. Последовательно прошел все командные ступени: от военлета до командира звена и командира эскадрильи. В 1939-1940годах участвовал в боях при Халхин-Голе, войне с белофиннами и в военных действиях при присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Осенью 1940 года авиационная часть , где он служил, перебазируется к западным границам страны. Сначала- в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское, что под Смоленском.
В канун начала боевых действий с фашистской Германией командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка капитан Н. Гастелло, успешно пройдя соответствующую подготовку, освоил самолет ДБ- ЗФ. «В апреле 1941 года,- вспоминает сын Н. Ф. Гастелло полковник в отставке Виктор Гастелло,- получил новое назначение и мы переехали из Великих Лук в жилой поселок аэродрома Боровское , расположенный недалеко от городка Починок Смоленской области. Отец, бывший до этого командиром отряда и летавший на устаревших бомбардировщиках, принял эскадрилью новых скоростных ДБ - ЗФ ( Ил- 4).». Это были бомбардировщики высотного полета и дальнего действия. Читатели, знакомые с историей отечественной авиации, знают, что именно на таких самолетах наши летчики в начальном периоде войны уже летали бомбить Берлин и другие стратегические центры фашистской Германии. Но потеря на приграничных аэродромах большого количества самолетов разных типов, некоторая растерянность, тяжелейшая обстановка на главных направлениях оборонительных боев, вынуждала советское командование искать адекватные ответы на удары противника. В частности, использовать бомбардировщики ДБ – 3Ф в качестве штурмовиков. «ДБ-3Ф был трехместным, вспоминает полковник в отставке Е. Шапов, совершивший на нем в качестве штурмана 150 боевых вылетов. Еше одного стрелка в экипаж ввели на третий день войны. Ожесточенные схватки с фашистскими стервятниками заставили усилить боевую мощь ДБ-3Ф. для этого установили дополнительную пулеметную турель. А вылетающие на боевое задание экипажи доукомплектовывали офицерами из числа командного офицерского состава, относительно свободными. Потому судьбе угодно было направить в героический полет, в качестве воздушного стрелка, штурмана, адьютанта эскадрильи лейтенанта Григория Скоробогатого , уроженца города Клинцы Брянской области. Но принятые меры основательно поправить положение не помогли. Летая на небольшой высоте без прикрытия эти бомбардировщики становились легкой добычей немецких истребителей или попадали под огонь вражеской артиллерии. Например, 26 июня 1941 года в вылете участвовало звено из трех бомбардировщиков. Они получили задание нанести удар по моторизованным частям гитлеровцев, прорвавшимся на белорусской земле в районе Молодечно- Радошкевичи. Во время бомбометания один, а затем и второй самолет были подбиты и загорелись. Третий, ведомый старшим лейтенантом Федором Воробъевым, благополучно вернулся на родной аэродром.. Командир этого экипажа, а также штурман его лейтенант Анатолий Рыбас видели, а затем доложили в послеполетном донесении, как горевший самолет капитана Гастелло врезался в скопище живой силы и техники противника, К сожалению, найти данный рапорт до сего дня не удалось . Во- первых, 207 дальнебомбардировочный авиационный полк в сентябре 1941 года был расформирован, а многие его штабные документы утрачены как в ходе войны, так и в послевоенное время. Хуже того, не стало самих свидетелей огненного тарана. В конце июля 1941 года бомбардировщик старшего лейтенанта Воробъева был сбит. Но членам экипажа удалось спастись на парашютах. Но следующий боевой вылет для отважных пилотов закончился весьма трагически. От прямого попадания зенитного снаряда ИЛ- 4 вспыхнул и сгорел огромным факелом… На самую малость пережил своего бывшего командира и Анатолий Рыбас, к тому времени воевавший уже в составе другого экипажа. Дважды он благополучно покидал горящий бомбардировщик, но в третий раз удача изменила ему.. После войны считалось, что от самолета Николая Гастелло, совершившего огненный таран ничего не осталось. Но, примерно, через пять лет после Победы в Минский музей боевой славы поступило сообщение, что неподалеку от населенного пункта Радошкевичи , в деревне Декшняны, есть свидетели героической гибели краснозвездного бомбардировщика. Ими оказались члены тамошнего колхоза имени Мичурина. Среди них были дети , женщины, старики, которые помнили,. как смелые односельчане ночью извлекли трупы летчиков из самолета и, обернув их тела в парашюты,. похоронили рядом с местом где упал горящий бомбардировщик.
Видели они и подробности самого боя из деталей, фактов которого потом родилась альтернативная версия. Она бы так и осталась в виде разговоров мужиков на завалинке, если бы еще не одно обстоятельство. В 1951 году, накануне знаменитого огненного тарана, в целях торжественного перезахоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой братской могилы Гастелло.. Но его вещей в могиле не оказалось На свет белый извлекли детали, предметы, говорящие об их принадлежности экипажу бомбардировщика тоже 207 дальнебомбардировочного авиационного полка капитана Александра Маслова и стрелка- радиста Григория Реутова. Командир первой эскадрильи с товарищами пропал в тот же день, когда его однополчанин совершил подвиг. Через несколько лет после победы., с разрешения партийных органов, военные провели секретное расследование. Его итогом стал объемный рапорт. На месте предполагаемого тарана Гастелло,- утверждалось в нем,- потерпел крушение самолет Маслова. Дальше – хуже. Останки членов экипажа Маслова почти тайно перезахоронили на кладбище села Радошкевичи, а оставшиеся части бомбардировщика , якобы, выданные за фрагменты самолета Гастелло, отправили в музей. На месте гибели бомбардировщика установили монумент, символизирующий беспримерные стойкость и мужество советских летчиков. Новое развитие эта история получила в 90-е годы., во времена так называемой гласности., когда выплеснулась на страницы газет журналов, стала основой телесюжетов. Были обнародованы результаты эксгумации предполагаемой могилы Гастелло, и, как следствие, выдвинуто предложение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана.» О создавшейся ситуации, о поисках и находках было доложено тогдашнему Президенту России Б. Н. Ельцину.. «В один и тот же день,в одном и том же бою,- говорилось в докладе, - несколько ранее экипаж Маслова предвосхитил подвиг Гастелло, направив свой горящий самолет на зенитную артиллерию немцев, и, таким образом совершил огненный таран», Потому вскоре, 2 мая 1996 года, в соответствии с Указом Президента России Александру Маслову, Владимиру Балашову, Бахтурасу Бейскбаеву, Григорию Реутову, посмертно были присвоены звания Героев России. Сторонники так называемой альтернативной версии опять обратили внимание на показания крестьян из вышеупомянутых и окрестных белорусских сел и деревень, в небе над которыми произошел знаменитый воздушный бой.
Тем более, что были обнародованы новые обстоятельства. Оказывается, обломки подлинного самолета Гастелло находились недалеко от места гибели масловского бомбардировщика. В соответствии с показаниями местных жителей самолет около деревни Мацки упал на деревню 26 июня 1941 года. Что дало основание предположить, что гастеловцы, по – видимому, действительно пытались направить свой израненный бомбардировщик на позиции врага – иначе трудно объяснить зачем ведомый ими ДБ- 3Ф совершил разворот обратно на деревню Мацки, где расположилась немецкая воинская часть. Но гадать не стоит, ведь различных версий много. Члены комиссии и журналисты, по их мнению, постарались строго ориентироваться и на сохранившиеся показания очевидцев той трагедии. Так как достоверность рапортов Воробъева и Рыбаса была поставлена под сомнение, они ориентируются на показания бывших жителей оккупированной тогда врагом территории, которые наблюдали за тем воздушным боем. . «… То, как летчики наши дрались,—вспоминает бывший житель села Марковичи, а в девяностые годы водитель троллейбуса в городе Минске Валерий Анатольевич Богушевич,— вызывает уважение, Этот бой видели и дед мой, он скотину пас, и отец, и мать со старшим братом — они за старым ясенем возле дома прятались. Самолетов было три. Два, видно, по команде улетели, а один, гастелловский, полетел вдоль дороги, но не главной, а проселочной, там тое шла колонна машин. И они опустились низко и начали немцев шерстить от Белоручей аж до Мацков. Бомб уже не было, а из пулемета. И они опрокинули с дюжину немецких машин, в том числе легковые и штабной автобус — оттуда бумаги разлетелись. Самолет пролетел Мацки и уже перед деревней Шепели задымился. А за Шепелями сплошные леса… Гастелло с экипажем мог тысячу раз спрыгнуть в лес, их там никто бы не нашел. Но он горящую машину развернул обратно на Мацки, там стояла немецкая часть. И отец и мать говорили: это было страшно — огненный клубок летел, казалось, прямо на них. Ему надо было развернуться на 369, а не хватило градусов 60, и он упал на окраину болота. И огонь взвился выше леса, как взрыв». В Центральном архиве Министерства обороны хранятся и другие воспоминания Богушевича.»…Там, вспоминал он, ( на месте гибели экипажа Гастелло Авт.) пацаны искали патроны и нашли письмо. Летчик по фамилии Скоробогатый писал жене, чтобы купила ребенку пальтишко.. Письмо это долго ходило по деревне. Оно хранилось у деда Аксимовича.
Мы уже знали, что Скоробогатый был из экипажа Гастелло. Мы с пацанами нашли бирку от двигателя № 87844 тип М—87 Б. Обнаружили искореженный аппарат аэрофотосьемки, которые ставились на командирских машинах». К подробному цитированию авторы нашумевшей, обширной публикации прибегали, наверное, еще и потому, что других свидетельств последнего боя экипажа капитана Гастелло просто нет. Потому столь много различных, порой взаимоисключающих друг друга выводов и доводов. Например, высказывалось предположение, что в целях героизации, по идеологическим соображениям, из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло. Оппоненты, этого вывода утверждают, что версия о том, что был некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль героя, не имеет права на жизнь. Героическая гибель первого засвидетельствована в рапортах боевых товарищей Воробьева и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения бомбардировщика Маслова нет, он считался «пропавшим без вести». Еще по мнению альтернативной версии, обнаруженные останки маслова с товарищами свидетельствуют о том, что его самолет не совершал таран, а врезался в землю на бреющем полете. А еще высказывается мысль, что Маслов пытался таранить вражескую колонну, но промахнулся: косвенным подтверждением такой версии является обнаружение фрагментов его самолета на небольшом расстоянии от дороги. Противостоящая сторона не остается в долгу и старается внушить, что в последнем бою тарана в исполнении Гастелло тоже не было, а подвиг был.
От всего этого несет знакомым душком лихих девяностых. То были времена ломки существующих барьеров, когда в эйфории вседозволенности нас просто одолевал зуд разоблачительства, самобичевания. В сознании обывателя утверждалась мысль, что бывшая официальная пропаганда сознательно умалчивает правду, привирает ее, выдает желаемое за действительное. Родилось что - то типа идеологического нигилизма. В своем рвении мы не заметили как с водой выплеснули и ребенка. Все вместе взято вылилось в ситуацию, когда только ленивый не излагает предвзято целые пласты нашей истории. Кажется, сейчас наступает время и желание расставить все по своим местам.